Мы для СМИ!

Дата cобытия: 10.07.2013

Все-таки мудрыми были людьми те, кто в далеких пятидесятых годах в полной мере смогли оценить неоспоримые преимущества расположения судостроительного предприятия именно в Усть-Куте, которые и сегодня не дают кануть в Лету судостроению в нашем городе. И известие о том, что на стапелях Усть-Кутской судоверфи после нескольких лет перерыва снова заложено строительство новой баржи, конечно же, не может не радовать. О возрождении предприятия, планах на будущее разговор с генеральным директором (правильное название предприятия) «Осетровской судостроительной верфи» Кириллом Валерьевичем Перетятько.

- Как давно Вы начали работать над восстановлением предприятия? И каковы планы на перспективу?

- При процедуре банкротства судоверфи в 2010 году была выкуплена территория предприятия с расположенными на ней зданиями и сооружениями, и было желание организовать судостроение в Ленском бассейне, который самый большой по своей протяженности в Российской Федерации. Но флот, который осуществляют грузоперевозки по реке Лене и ее притокам, можно сказать, очень устаревший. Если брать в пример порт приписки Осетрово, то самому «молодому» судну двадцать лет, а самому «старому» - пятьдесят девять лет, и неизбежно наступает ситуация, когда их необходимо обновлять. Но для организации судостроения мало одного желания, необходимы еще и огромные деньги. В настоящее время мы нашли инвесторов, заинтересованных в нашей продукции, и за счет собственных и привлеченных средств начали восстанавливать производство. В 2011 году в феврале месяце было создано новое предприятие, и мы надеемся, что доведем его до уровня, который отвечает всем современным требованиям судостроения. Предприятие зарегистрировано как «Осетровская судостроительная верфь». Мы побывали на Жатайской, Жигаловской судоверфях, и должен сказать, что Осетровская судоверфь даже в том плачевном состоянии, в котором досталась нам, лучше, современнее, мощнее  этих двух вместе взятых. К тому же Усть-Кут имеет очень большое преимущество: развитый транспортный узел, который включает в себя железнодорожный и водный транспорт, чего нет ни в Жатае, ни в Жигалово. Сейчас разрабатывается программа Верхнеленского речного пароходства по строительству ста восьмидесяти судов, в том числе и речных, а это очень большой объем работы. План работ рассчитан до 2022 года. В этом вопросе есть поддержка и федерального правительства. Мы провели переговоры с Ленским объединенным речным пароходством, с Верхнеленским пароходством – все радеют за нас, готовы с нами сотрудничать, но после того, как мы начнем работать. А выпускать продукцию на пустом месте невозможно, и учитывая, в каком состоянии нам досталась Осетровская судоверфь, можно сказать, что мы начинаем свою деятельность практически с нуля. В прошлом году мы запустили проект по металлоконструкциям, выполнили заказ для «АЛРОСЫ», «Ленского транзита», в этом году получили несколько заказов. Правда, они не были связаны с судостроением, но позволяли нам приступить к производственной деятельности, получать деньги, чтобы закупать оборудование, нанимать специалистов, необходимо сколотить костяк трудового коллектива, который впоследствии и будет выполнять основные работы судостроения. Конечно, не все идет гладко, есть недочеты, но мы нарабатываем опыт. В этом году мы изыскали средства и заложили баржу-площадку грузоподъемностью пятьсот тонн, проекта 81216. Как говорят судостроители, фундамент и постель заложены, теперь стелют днище. Мы будем двигаться дальше в этом направлении, и тот потенциал, который был заложен в Осетровской судоверфи, будем использовать и наращивать.

- В связи с этим возникает немаловажный вопрос: что, кроме рабочих мест, получит город от вашей деятельности? В какой бюджет предприятие платит налоги, где оно зарегистрировано?

- Мы зарегистрированы в городе Иркутске, но сразу оговорюсь, что решается вопрос о переводе нашей организации в Усть-Кут, чтобы не только пополнять местный бюджет, активно сотрудничать с городской администраций, но и наладить отношения с учебными учреждениями города в вопросе подготовки кадров для предприятия. Раньше здесь готовили судосборщиков, судосварщиков, но теперь эти группы закрыты. Мы хотим возобновить их работу с предоставлением практики обучающихся, а затем их трудоустройства.

- Кадровый вопрос очень болезненный для многих развивающихся, да и давно работающих предприятий. Как обстоят дела с набором кадров на вашем предприятии, учитывая, что практически повсеместно наблюдается острая нехватка специалистов?

- Да, в настоящее время это очень большая проблема, и для первой бригады судосборщиков мы искали людей по всему Усть-Кутскому и прилегающим районам, пригласили специалистов из Киренска, Алексеевки. Сварщиков, монтажников, которым не нужно согласование с Речным Регистром и аттестация, слесарей, такелажников, разнорабочих мы принимаем в городе. И опять же повторюсь, что мы намерены тесно сотрудничать с местными профессиональными образовательными учреждениями по подготовке необходимых специалистов. Но это вопрос ближайшей перспективы, а пока мы выходим из положения, приглашая опытных рабочих с западных судостроительных предприятий, того же Московского судостроительного судоремонтного завода.

- На судоверфи, как показывает история, всегда была большая текучесть кадров из-за низких зарплат? Как собираетесь решать вопрос оплаты?

- Сейчас зарплата судосборщиков и судосварщиков на нашем предприятии составляет шестьдесят тысяч рублей. Зарплата сварщиков, электриков, такелажников – в пределах тридцати-тридцати пяти тысяч. Малоквалифицированные рабочие получают около двадцати-двадцати пяти тысяч рублей. В оплате мы применяем индивидуальный подход, и если видим, что человек может и хочет работать, и готов расти профессионально, то и оплата за его труд будет соответствующая. Пока же наблюдается большая проблема с алкоголем, люди работают, что называется, до первой зарплаты. Выплаты у нас производятся дважды в месяц, и если в пятницу получили деньги, то в понедельник работать некому. Придется применять систему пряника и кнута, то есть премиальных надбавок и штрафов. Первое повышает мотивацию, второе не позволяет расслабляться на рабочем месте.

- Не могу не спросить о типах судов, которые будут сходить со стапелей вашего предприятия. Это будут баржи, теплоходы, грузовые, пассажирские? Может быть, яхты будете строить?

- Развитие судостроения, если говорить о большом производственном комплексе, то его нельзя запустить сразу. Его нужно наращивать постепенно. Поэтому мы и начали со строительства барж, потому что в технологическом плане – это самое простое, что можно построить в судостроении. С этого обычно все начинается. Дальше идет самоходный флот, но он подразделяется на крупный и малотоннажный. Если говорить о выходе на самоходный флот, то мы планируем выйти на его строительство через несколько лет. И если нацеливаться на выполнение программы по судостроению, то это будет и нефтеналивной, и сухогрузный флот.

- Кирилл Валерьевич, хочется пожелать удачи в ваших начинаниях, чтобы Осетровская судоверфь не только вернула былую мощь и славу, но и приумножила трудовые традиции.